Архитектура в деталях: 10 зданий в стиле ар-деко по всему миру

Запись от:admin Опубликовано:Июл 17,2019

Продолжаем знакомить вас со знаковыми зданиями в разных стилях: на очереди роскошный и загадочный ар-деко, родившийся между двумя мировыми войнами.

АрхитектураЛиза Кофанова, 1 час назадhttps://www.admagazine.ruAD MagazineЛиза КофановаChrysler Building, Нью-Йорк, 1928-1930 гг.

Проект этого небоскреба заинтересовал основателя автомобильной корпорации Уолтера Крайслера, и архитектор Уильям Ван Ален при оформлении здания использовал узнаваемые элементы дизайна машин Chrysler. Например, ребристый фасад напоминает решетку радиатора некоторых моделей, а треугольные окна на полукруглых выступах башни — спицы в колесах. Украшающие небоскреб головы орлов ассоциируются с эмблемой автомобиля Chrysler Plymouth. Фреска с изображением индустриальных сцен на потолке треугольного лобби посвящена веку прогресса и символизирует триумф человеческой мысли, как и эпоха ар-деко в целом. Уолтеру Крайслеру очень хотелось поразить других автомобильных магнатов, поэтому для отделки холла специально закупались самые дорогие материалы: красный гранит с африканского континента, итальянский травертин, бельгийский мрамор, мексиканский оникс и ценные породы дерева. Ван Алену удалось возвести самую высокую конструкцию в мире, хотя в то же время архитектор Крейг Реверанс строил здание банка траста Манхэттена, которое должно было превзойти небоскреб Chrysler на два фута. Зная об этом, Ван Ален спроектировал шпиль, позволивший ему обойти соперника. Тем не менее уже через год в Нью-Йорке появилось здание Empire State Building, ставшее новым мировым рекордсменом по высоте.


+1

Офис компании "Бакарди", Гавана, 1930 г.

Двенадцатиэтажное здание площадью 7000 квадратных метров в центре Гаваны возвели меньше, чем за год: строители уложились в установленный для них срок в 300 дней. Новый офис для компании-производителя рома Bacardi проектировал кубинский архитектор, а строительством занималась немецкая компания. Гранит и мрамор для внутренней отделки на Кубу везли со всей Европы. Верхние части фасада облицованы цветной керамической плиткой: считается, что авторы вдохновлялись каталонским модерном. Крыша выполнена в форме пирамиды-зиккурата — характерной для ар-деко фигуры, отсылающей к сооружениям древневосточных цивилизаций. Венчает ее бронзовая летучая мышь — символ компании Bacardi. Сегодня в здании размещаются офисы: после революции 1959 года семья Бакарди эмигрировала в Америку, а ее штаб-квартира в Гаване закрылась.


Фасад здания Bacardi

Панно из плитки на верхней части фасадаMarine building, Ванкувер, 1929-1930 гг.

В 1914 году был построен Панамский канал — это означало, что добираться по морю от восточного побережья североамериканского континента до западного стало значительно быстрее (судам больше не приходилось огибать Южную Америку). Предприниматель из Торонто Джозеф Хоббс предположил, что в новых условиях возрастет стратегическое значение Ванкувера как торгового порта, и решил построить в городе здание, которое станет его символом. В новом небоскребе разместились Торговая биржа и офис компании, занимавшейся коммерческим судоходством.

По задумке архитекторов из бюро McCarter & Nairn постройка должна была напоминать скалу, которая поднимается из морских глубин. Именно поэтому некоторые детали выполнены в сине-зеленом цвете, а элементами декора стали изображения представителей морской флоры и фауны. До 1939 года здание было самым высоким в Ванкувере.


На полу лобби Marine Building изображены знаки зодиака.

Верхняя часть Marine Building выполнена в форме пирамиды.Eastern Columbia Building, Лос-Анджелес, 1930 г.

Это здание считается самой узнаваемой работ архитектора Клауда Билмана, создавшего множество построек в стиле ар-деко в Лос-Анджелесе. Билман проектировал его для универмага Eastern-Columbia, который разместил там не только свой 39-й магазин, но и главный офис. Во время работы архитектора над проектом власти города ввели высотное ограничение застройки, но для небоскреба Eastern Columbia сделали исключение: его высота составила 264 фута при разрешенных 150 футах. 13-этажное здание стало одной из архитектурных доминант Лос-Анджелеса: фасад, облицованный голубой плиткой и декорированный медными панелями, сразу обращал на себя внимание.


Фасад здания Eastern Columbia

Входной портал, украшенный изображением солнцаДворец Порт-Доре, Париж, 1930-1931 гг.

В 1931 году в Париже открылась Международная колониальная выставка, посвященная культуре и традициям колониальных владений Франции. Он продолжалась на протяжении полугода и по сути стала глобальным форумом для обсуждения колониализма. Одной из основных площадок для мероприятий, приуроченных к экспозиции, был Колониальный музей, здание которого спроектировал архитектор Альберт Лапрад. До этого он уже экспериментировал с ар-деко на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в 1925 году: именно ее принято считать первой важной вехой в развитии нового стиля.

Для размещения Колониального музея Лапрад построил дворец Порт-Доре со строгим симметричным фасадом, украшенным рельефной композицией скульптора Альфреда Жаннио. На здании изображены пейзажи и сцены быта французских колоний, символизирующие их важное значение для культуры Франции. Фрески на стенах залов внутри повторяют этот мотив. Сегодня во дворце находится Музей иммиграции и Тропический аквариум.


Фасад Дворца Порт-Доре

Деталь рельефной композиции на фасадеПодъемник Ласерда, Салвадор, 1930-1932 гг.

Первый городской автоматизированный лифт в Салвадоре появился в 1873 году, строительство велось под руководством инженера Аугусто Фредерико де Ласерда. Спустя несколько десятилетий подъемник модернизировали и перестроили в стиле ар-деко. Архитектор Флеминг Тисен усовершенствовал конструкцию подъемника: расширил две уже существующие кабины лифта и добавил еще две (каждая из них могла перевозить по 27 пассажиров). Он также возвел вторую башню подъемника и соединил ее с уже имевшейся мостом. Кабины для лифтов разработала американская компания Otis, и они преодолевали расстояние в 59 метров всего за 22 секунды. Подъемник до сих пор используется как средство перемещения между Верхним и Нижним городом.


Подъемник ЛасердаМемориал Anzac, Сидней, 1932-1934 гг.

ANZAC — это аббревиатура, обозначавшая название австралийского и новозеландского армейского корпуса, который принимал участие в Первой мировой войне. В битвах на стороне стран Антанты погибло более 60 000 его членов, и их память решили увековечить в мемориалах в разных городах Австралии. Конкурс на строительство в Сиднее выиграл архитектор Брюс Деллит, предложивший проект мемориала в стиле ар-деко. "Стойкость, мужество и способность к самопожертвованию — вот, чем был вдохновлен этот дизайн", — написал Деллит в пояснении к проекту. Фасад здания украшен рельефными панелями и двадцатью каменными памятниками военнослужащим. В интерьере центральное место занимает бронзовая скульптура погибшего солдата, которого держат на щите три женские фигуры — мать, сестра и жена.


Мемориал Anzac

Бронзовая скульптура погибшего солдатаЗдание страховой компании “Новая Индия”, Мумбаи, 1936 г.

В индийском городе Мумбаи первые здания в стиле ар-деко начали появляться в 1930-е годы: практически на 10 лет позже, чем в Европе. В это время в городе увеличивается численность населения, поэтому встает вопрос о строительстве новых жилых и общественных зданий. Работая над проектом городской застройки, местные архитекторы ориентировались на иностранные образцы стиля ар-деко: новости о последних тенденциях дизайна они получали в том числе и от индийских бизнесменов, которые путешествовали по всему миру и приезжали в крупный торговый порт Бомбея (прежнее название Мумбаи). Одной из самых заметных построек этого периода стал офис страховой компании "Новая Индия", построенный бюро Master, Sarhe and Bhuta. В большом семиэтажном здании была предусмотрена современная централизованная система воздушного охлаждения — инновационная по тем временам технология.


Фасад здания страховой компании "Новая Индия"

Рельеф на фасадеБывший театр "Эден", Лиссабон, 1929-1937 гг.

Уже в 1906 году на Площади Реставраторов в Лиссабоне работал театр — его организовал в бывшем гараже Антонио дос Сантос, который привез в город один из первых в мире кинопроекторов. Через 8 лет на месте гараже из стекла и бетона появилось здание с фасадом в эклектичном стиле, а в конце 1920-х годов его решили перестроить из-за несоответствия требованиям безопасности. На первом этаже нужно было разместить магазины, а на втором — зал на 1440 зрителей, и перед архитектором Кассиано Бранко стояла задача не допустить слишком большого скопления людей на входе в дни спектаклей. Для этого он спроектировал систему сразу из пяти лестниц, которые вели на разные ярусы зала. Строгий фасад был украшен рельефным фризом с изображением актеров, разыгрывающих сцены, в том числе и перед оператором с киноаппаратом. С середины прошлого века здание начало использоваться преимущественно как кинотеатр, а в 2001 году в нем разместили отель — оригинальные интерьеры не сохранились.


Фасад бывшего кинотеатра "Эден"Электростанция "Баттерси", Лондон, 1929-1953 гг.

Здание электростанции состоит из двух частей, построенных в разное время: сектор "A" возвели во времена расцвета ар-деко, а вот сектор "B" — спустя 20 лет, после окончания Второй мировой войны. Строительством занимались одна и та же команда инженеров и архитекторов, поэтому конструкции получились практически идентичными, и сегодня они воспринимаются как единое здание. Одним из тех, кто разрабатывал проект электростанции, был архитектор Джайлс Гилберт Скотт — автор дизайна знаменитой лондонской телефонной будки. Руководил группой архитектор Тео Холлидей, который решил выполнить интерьер станции "А" в стиле ар-деко: внутри появились кованые лестницы, на пол положили полированный паркет, а турбинный зал отделали итальянским мрамором. Из-за сокращения финансирования после войны станция B была оформлена гораздо скромнее. Здание стало крупнейшим кирпичным строением в Европе, и в середине прошлого века его окрестили "храмом энергии". На протяжении нескольких десятилетий электростанция не функционировала и оставалась заброшенной, а сейчас ее реконструируют под офисы и апартаменты.


Электростанция "Баттерси"

Интерьеры станции "А" в стиле ар-деко

Интерьер электростанции в 1933 годуФото: Getty Images


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.

ОТВЕТИТЬ