Москва другими глазами: архитектурный маршрут для прогулок на майских выходных

Запись от:admin Опубликовано:Апр 23,2019

Москва настолько большая, что можно каждый день открывать для себя новые места. И даже привычные здания могут показаться совсем другими, если узнать их историю, рассмотреть детали на фасаде, зайти в подъезды и дворы.

ПутешествияЕкатерина Карпухина, 8 минут назадЕкатерина Карпухина

Предлагаем провести майские выходные в столице и взглянуть на город другими глазами.

Пункт А — Доходный дом братьев Грибовых

Наш маршрут начинается от дома по адресу ул. Чаплыгина, 1а. На картах здание отмечается как Московский театр О. Табакова, но интересно оно не этим. В 1911 году это сооружение построил архитектор Г.А. Гельрих, первыми владельцами стали фабриканты братья Грибовы, которым принадлежал торговый дом “Н. Ф. Грибов и сыновья”, а также фабрика по производству бумажных, шелковых и суконных товаров.


Фото: pastvu.com; автор Д. Сухов; источник: ГМИА им. А.В.Щусева.

Среди жильцов дома были и ученые, и писатели, и медики, и архитекторы. Например, здесь у своей жены Екатерины Павловны останавливался Максим Горький, приезжая в Москву в 1915-29 гг. Здесь же в 1920 году он встречался с В.И. Лениным. А в 37 квартире жил академик С.А. Чаплыгин, в честь которого была названа улица.

Подъезд дома прекрасно сохранился, поэтому можно рассмотреть лепнины, кованые перила, пройтись по ступеням, по которым ходили великие.

Пункт B — Доходный дом А.И. Виноградовой

Уверены, что вы ходили здесь сотни раз, но ни разу не были внутри. Это здание, построенное по проекту архитекторов Бадера и Михайлова в 1888-1889 годах, скрывает за чуть обветшалым фасадом множество исторических деталей. Загляните внутрь, чтобы увидеть их своими глазами.


+1

Пункт C — Зал Чайковского

Обратите внимание на Зал Чайковского, бывший Театр Мейерхольда. Это постройка архитектора Дмитрия Чечулина — у здания венецианская стена, огромная колоннада и потрясающий портик. В Москве такие приемы использовали нечасто. А изначально здание должно было быть еще более монументальным – с угловой башней, украшенной статуей Маяковского. Однако в 1937 году Мейерхольда репрессировали, решили строить не театр, а концертный зал и достраивали его по упрощенной схеме.


Концертный зал им. П.И. Чайковского, 1960.

Пункт D — Особняк Шехтеля

В районе Патриарших много зданий, построенных архитектором Федором Шехтелем. Там, на Садовой, стоит его собственный дом, в котором он вместе с семьей прожил восемь лет. Особняк был построен в 1910 году всего за три месяца, в нем часто собиралась творческая интеллигенция, часто же бывали и гости сына Льва Жегина. В разное время усадьбу посещали Павел Флоренский, Наталья Гончарова, Владимир Маяковский.

Это здание — полная противоположность готическому особняку в Ермолаевском переулке, построенному в 1896 году. Шехтель уже перешел от чистого модерна к неоклассике, от украшений к простоте. Дом выглядит лаконично, сдержанно и даже строго.


Особняк Ф. О. Шехтеля на Большой Садовой, 1980 – 1990.

Пункт E — Особняк П. П. Смирнова

В самом центре Москвы, на Тверском бульваре, находится один из самых ярких примеров русского модерна. Этот особняк строился для красивой жизни, множество раз реконструировался, но настоящую славу приобрел в 1900 году после покупки дома наследником водочных магнатов П. П. Смирновым и реконструкции по проекту Федора Шехтеля.


Приблизительно 1977-79 г. Фото: pastvu.com; источник: Архив ЦИГИ.

Шехтель реконструировал особняк пять лет. Перевоплотившийся из стиля ампир в стиль модерн, он стал главным украшением бульвара и выделялся на фоне окружающей застройки. В особняке, напоминающем замок, четыре этажа, а не два, как кажется. Первый стал подвалом из-за естественного повышения культурного слоя, на втором расположился балкон, похожий на корабль и украшенный оригинальной кованой решеткой, а четвертый — заняла мансарда, спрятанная за картушем с монограммой владельца.


Тверской бульвар, приблизительно 1975-80 г.

Вид на особняк, приблизительно 1950-60 г.

Балкон, приблизительно 1985-87 г.

В роскошных интерьерах восьми парадных помещений, собранных в анфиладу с цикличным движением, проходили праздничные дворянские собрания, проводились концерты с участием Рахманинова и Шаляпина, пышно отмечались события. Мы собрали лучшие снимки комнат и вестибюля в нашем материале.


Вид на особняк, 2018 год.

Пункт F — Центральный Дом архитектора

Неподалеку, в Гранатном переулке, находится Дом архитектора. Это своеобразный ансамбль, состоящий из памятников нескольких эпох. Первым был особняк в псевдоготическом стиле, построенный в 1896 году по проекту архитектора Адольфа Эрихсона, создавшего огромное количество знаковых московских построек, например здание ресторана “Прага” или торговый дом И. В. Юнкера на Кузнецком Мосту.


Приблизительно 1975-79 г. Фото: pastvu.com; источник: Архив ЦИГИ.

Приблизительно 1975-79 г. Фото: pastvu.com; источник: Архив ЦИГИ.

"После того как сооружение перешло во владение Союза московских архитекторов, в 1938–1941 годах к нему пристроили здание со зрительным залом и рестораном по проекту архитекторов Бурова, Власова и Мержанова. Фасад с тремя арочными порталами, облицованный красной керамической плиткой и украшенный светло-серым мрамором и золотой смальтой, вдохновлен фреской итальянского художника Пьеро делла Франчески в церкви Сан-Франческо в Арецо, на которой изображено похожее по архитектуре строение. А в 1975 году появилось новое здание в совершенно ином стиле, но тем не менее гармонирующее с остальными", — рассказывает про Дом архитектора Борис Уборевич-Боровский".


Приблизительно 1940-1941 г.

Приблизительно 1980-83 г.

Пункт G — Дом Наркомфина

Этим летом планируют завершить реконструкцию дома работников Наркомфина. Отличный повод посмотреть во время прогулки легендарный памятник конструктивизма, задуманный как дом-мечта о социалистическом общежитии.

Дом Наркомфина Моисея Гинзбурга — это экспериментальный проект, целью которого было достижение максимально эффективного использования жилого пространства при сохранении его комфортности. Было разработано несколько типов квартир-ячеек, названных буквами от A до F.


Архитектор Моисей Гинзбург на строительной площадке дома Наркомфина. Фото: pastvu.com; автор: В.Г. Грюнталь.

Здесь были трехкомнатные квартиры, где жили архаические большие семьи, и у них были даже кухни с ванными. В верхних этажах с однокомнатными квартирами вместо кухни был кухонный элемент – шкаф с плитой, рядом с которым стоял ванный элемент – душ, на момент пользования закрывавшийся шторкой. На последнем этаже, где жили приближенные к наркому одинокие молодые сотрудники, предполагалось по одному кухонному и ванному элементу на две квартиры.


Коммунальный блок дома Наркомфина. Там была столовая, кухня, прачечная, детский сад, на крыше была устроена терраса для прогулок. Фото: pastvu.com.

К жилому корпусу примыкал общественный, где Гинзбург предусмотрел большую столовую и множество помещений кружкового свойства. Дома готовить было не надо, так как Ленин лично поставил задачу борьбы с мелким домашним хозяйством. На крыше дома архитектор сделал общественный солярий, но главное — расположил там индивидуальную виллу наркома — почти современный пентхаус.


Приблизительно 1965-77 г. Фото: pastvu.com; автор: Anatole Kopp.

Замыслы были грандиозны, но специфика советской жизни внесла свои коррективы. Первое время жильцы предпочитали брать еду из столовой в свою жилячейку (как назывались квартиры), а потом большинство перешло на самостоятельное приготовление пищи на своем кухонном элементе. Солярий тоже не прижился, потому что загорать на виду у наркома было неловко. Общественную пристройку отсекли от дома, там расположилась посторонняя контора. Получился обычный советский дом, разве что без кухонь и ванн.


Приблизительно 1930-е.

Первоначально дом стоял на ножках, но в конце 30-х пространство между ними застроили и на образовавшиеся площади тоже поселили товарищей.


Дом Наркомфина. Пентхаус наркома Милютина. Приблизительно 1930-40 г.

Дом Наркомфина. Пентхаус наркома Милютина. Приблизительно 1930-40 г. Фото: pastvu.com.


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.

ОТВЕТИТЬ